Согласно официальной статистике за 2014 год, избыточный вес был зафиксирован у 1,9 млрд (39%) людей в возрасте от 18 лет и старше, у 600 млн (13%) диагностировано ожирение. В странах ЕС и в России ожирение является весомым фактором, приводящим к смерти от заболеваний сердца и сосудов.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) настаивает на введении стандартной (общей для всех стран) маркировки продуктов. Франческо Бранка, представитель Департамента питания для здоровья и развития ВОЗ, заявляет: «Нам нужно больше ясности!». Все важные показатели должны быть вынесены на лицевую сторону упаковки, так как именно на нее, согласно исследованиям, покупатели обращают больше внимания. Выделение цветом вредных для здоровья элементов значительно бы упростило выбор продуктов питания для всех категорий населения.

Покупатели обращают внимание на яркие надписи: «натуральный», «фермерский», «без холестерина», зачастую являющиеся лишь маркетинговым ходом, привлекающим внимание и не несущим никакой значимой информации. Цветной маркировкой международного образца пользуются лишь единицы производителей, и то выборочно, указывая только угодные им составляющие. Производители поняли давно, что если отсутствует регулирование этой маркировки, а внимание покупателей она привлекает много, то ее можно использовать в выгоду себе.

Сейчас между странами и производителями достигнуто общее соглашение по указанию на этикетках содержания трансизомеров жирных кислот, насыщенных жирных кислот, сахара и соли. Страны ЕС уже приняли новую маркировку продуктов питания, но пока не включили цветное графическое обозначение в область обязательного. В связи с этим Европейский союз потребителей (BEUC) открыто заявил об упущенной возможности в области профилактики неинфекционных болезней и ожирения.

В журнале «Obesity» опубликованы результаты исследования, проведенного центром Life & Brain в Бонне, в котором изучалась реакция потребителей на новую цветную маркировку «Светофор». Все важные компоненты продукта на ней выносятся на лицевую часть этикетки, разбиваются на три группы: полезные, безопасные, вредные, и для наглядности отмечаются, соответственно, зеленым, желтым и красным цветом. Выяснилось, что цветная маркировка повышает способность людей противостоять нездоровым продуктам питания и косвенно усиливает значимость пользы правильного питания для собственного здоровья. 

Положительный опыт цветной маркировки продуктов имеется в Великобритании. Там «Светофор» применяется в добровольном режиме с 2006 года и это не мешает работать на британском рынке таким мировым гигантам, как Mars, Coca-Cola, Pepsico, McCain, Kraft Foods и Nestlé. Мало того, эти компании активно улучшают свои продукты, выводя их полностью в зеленый спектр, что позволяет серьезно повысить продажи.

Россия производит товары на экспорт и вопросы изменения этикеток коснутся нас обязательно. Нерентабельно менять часть этикеток, разделяя товары для экспорта и внутренней продажи. Таким образом, до декабря 2016 года российским производителям придётся начать указывать на упаковке список калорий, углеводов, белков, соли, общего жира и насыщенных жиров, а также процент их суточной дозы в порции или 100 граммах (миллилитрах). Информацию предписано подавать любыми способами, являющимися объективными и не создающими препятствий при перемещении товаров.

Эту и другую полезную информацию ищите на нашем сайте или PDF-журнале.